Четкость, ясность, простота – вот кредо одного из самых популярных интерьерных стилей. Несмотря на то, что появился минимализм довольно давно, он ультрасовременный и очень востребованный.
Его «родители» – актуальные в 20-30-х годах конструктивизм и функционализм. Первый пытался совершить переворот в изобразительном искусстве, второй в архитектуре, и оба проповедовали одно: лаконизм, геометрию, монолитность формы.
Немалый вклад в распространение минимализма внесла и мода на японскую культуру, вспыхнувшая в конце позапрошлого века. Дега, Моне, другие импрессионисты способствовали её распространению, украшая свои мастерские японскими гравюрами и видами Фудзи. Из искусства японизм шагнул в интерьерный дизайн. Аскетичные японские жилища, где нет ни сервантов, ни банкеток, на какое-то время стали примером для подражания.
Жизнь в XХI веке стала еще динамичней. Она понуждает человека выбирать из множества предметов лишь самые необходимые и важные. Поэтому минимализм не только вернулся, а получил широкое распространение. Впитав в себя утилитарные, рациональные идеи, сегодня этот стиль – вовсе не бездушный, не лишенный тепла и уюта. Напротив, оставляя много пространства и света, он превращает жилище в остров, где можно расслабиться, отрешиться от суеты и набраться сил накануне нового дня.
Главный секрет стиля – не в концептуально правильной расстановке элементов дизайна и предметов быта, а, прежде всего, в моделировании пространства. Увеличение окон, создание дополнительных проемов, устранение перегородок – вот приемы, к которым прибегает минимализм.
Второй важный принцип – строгие, четкие линии, симметрия и идеальные пропорции. Минимализм – ни в коем случае не декларация бедности, а тщательно продуманная эстетика простоты и свободы.
Стиль «всеяден»: дерево и камень, металл и кафель, стекло и синтетика… Нужно только помнить: безупречность линий, чем славится минимализм, требует образцовой обработки всех плоскостей. Абсолютно ровные поверхности – одно из ключевых условий стиля.
Потолок – светлый, гладкий, без фигурных украшений. Пол покрывают ламинатом, плиткой, не возбраняется и линолеум. Двери и оконные проемы настолько незаметны, что сливаются со стенами.
Для отделки используют и краску, и обои, и панели из древесины, и каменную плитку. В прихожей уместна стилизация «под кирпич» либо декоративная штукатурка. В комнатах – окраска либо монохромные обои.
Среди всех цветов в интерьере главенствует, конечно, белый: он не станет противоречить тезисам минимализма, какие бы отделочные материалы, предметы мебели и аксессуары не предпочел хозяин.
Сочетание же белого и темного (серый, шоколадный, графитный) удачно подчеркнет своеобразие обстановки, её чеканность и выразительность.
Допустимо сочетать три цвета: фоновый, поддерживающий и контрастный, придающий помещению рельеф и визуально делящий его на зоны.
Однако в последнее время можно увидеть примеры с более широкой гаммой: к основному цвету добавляют несколько контрастных: скажем, к белому – оранжевый, желтый, коричневый, зеленый…